О центре.
Целью создания центра является необходимость объединения исследования памятника архитектуры, проектных работ, производство реставрационных работ и обучение специалистов ремесленников соответствующим профессиям.
Современный архитектор, проводя линию на чертеже, имеет представление о том какие материалы, технологии, соответствующая техника, оборудование и специалисты нужной квалификации стоят за этим. При этом все архитектурные, конструктивные, инженерные и технологические проблемы решаются на стадии проекта. В реставрации это не так.
Реставрация это:
- во-первых, натурное исследование памятника архитектуры, сбор и изучение архивных материалов;
- во-вторых, создание концепции и эскизного проекта;
- в-третьих, собственно производство реставрационных работ, при постоянном архитектурном надзоре.
Все дело в том, что на стадии эскизного проекта зачастую не известны ни конструктивные элементы, ни технологии реставрационных работ, ни окончательный реставрационный проект. И для реставрации это не исключение из правил, а само правило.
В реставрации можно расчитывать на серьезные результаты только в случае, когда существует целая структура, где не один замечательный архитектор-реставратор или плотник, а целый коллектив профессионалов, говорящих на одном языке и работающих по одним принципам. Если взять на работу в ремонтную организацию отдельного замечательного реставратора, то результата не будет. Это проверено неоднократно.
Реставрационная практика показала, что пренебрежение историческими технологиями в процессе реставрации ведет к потере сооружением многих, если не большенства его качеств как исторического памятника архитектуры. Мы знаем сегодня много примеров, когда в результате проведения реставрации только с применением современных строительных технологий, нам достается нечто неожиданное: ни памятник архитектуры, ни современное здание. Взамен получается како-то новый уродец – среднее между представлением архитектора об историческом сооружении современным ремонтом и откровенным новоделом, а это полностью противоречит принципу реставрации, как процессу максимально сохраняющему материальную культуру.
Чтобы этого не произошло необходимо изучать и восстанавливать старинные ремесла со всеми присущими им технологиями и инструментарием и обучать этому современных специалистов реставраторов. Кроме этого, в некоторых случаях нельзя отказываться от применения современных технологий, инструментов, оборудования и материалов. К примеру, в вопросах консервации и приспособления памятника.
Идея создания центра возникла не в один день и не придумана в кабинете. Не существует определенных рецептов реставрации. В основу положен лишь основной принцип: максимальное сохранение материальной культуры. Каждый случай уникален и требует нестандартных решений. Для этого и нужен целый коллектив профессионалов осуществляющих комплексный подход к процессу реставрации. Когда проектирование и производство разделены, то из реставрационного процесса выпадает целый раздел - технология, так как нет обратной связи: производство – проектировщик.
В прежние времена существовало несколько крупных институтов в Москве (СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ, ЦНРПМ и их филиалы), которые проектировали по всему Союзу. Архитекторы и инженеры выезжали в регионы на обследования памятников. Научные сотрудники этих институтов изучали архивные материалы. Затем в институте выполняли проект и передавали его производственникам. А производственники работали как умели. И никто не занимался изучением строительных конструкций, инструментов и технологий. Понимание ошибочности такой практики привело к мысли об объединении проектных и производственных работ в одно целое.
Дальнейшее развитие также подсказала практика: приходит человек устраиваться на работу, спрашиваю – умеет ли он работать топором? Ответ положительный, даже есть какой-то документ. Однако на практике выясняется, что навыки совсем примитивные и этих навыков совсем недостаточно для участия в реставрационных работах. Так возникла идея учить реставрационным профессиям.
Практика показала что обучение только ремеслу не достаточно, необходимо также осваивать теоретические и общеобразовательные курсы, такие как история архитектуры, рисунок, черчение, современные и исторические технологии, материаловедение и другие.
Создание маленькой столярной мастерской в Музее-усадьбе В.Д. Поленова в 1977 году была первой попыткой объединения опыта архитектора и ремесленника. Затем уже в Архангельской области в процессе реставрации церкви Дмитрия Солунского в селе Верхняя Уфтюга с 1981 по 1988 год существовал процесс обучения. Однако, это создавалось во времена СССР, в рамках существующей государственной системы.
Только в 1988 году удалось зарегистрировать первую частную фирму, занимающуюся реставрацией с кооперативной формой собственности. В дальнейшем эта форма неоднократно менялась на ООО, ТОО, опять ООО, но направленность оставалась прежней: реставрация, проектирование, обучение. К этому добавилось еще реконструкция, современное проектирование и строительство.
Архитектор,
лауреат государственной премии,
реставратор высшей категории,
генеральный директор ООО «Реставрационный
центр–архитектура, производство, обучение».
А.В. Попов.
Автобиография
|